gerb

Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу

В газете Краснодарские известия от 27 августа 2011, выпуск №135 (4729) опубликована статья, подготовленная при участии заместителя руководителя Управления Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея) Завального С.В.

29 августа 2011 года

Время от времени в многоквартирных домах возникают конфликтные ситуации между жильцами домов и обслуживающими организациями, то есть управляющими компаниями, ТСЖ и ЖСК. Желание последних - решить вопрос погашения задолженностей  по оплате ЖКУ объяснимо и даже похвально.

Но не всегда. Рьяно решая этот вопрос, они ущемляют права жильцов и нарушают законы

Такая «гласность» -

вне закона

В управление Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обратились жильцы одного из многоквартирных домов с жалобой на самый распространенный метод воздействия обслуживающих организаций на злостных неплательщиков. Это когда на подъездах домов, информационных щитах и других местах общего пользования вывешиваются списки лиц, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.

- Жильцы дома № 13/2 по улице  Школьной сообщили, что работники ООО «Жилищно-эксплуатационное управление «Модуль» нарушили их права, вывесив списки должников на досках объявлений, - говорит заместитель руководителя Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Станислав Завальный. -  Причем разрешения на такую «гласность» с указанием фамилий, имен и отчеств, а также номеров квартир жильцы не давали.  

Внеплановая проверка специалистами надзорного ведомства показала, что налицо нарушение прав жильцов о защите их персональных данных.

- Согласно действующему законодательству «Модуль» не имел права без письменного согласия жильцов распространять конфиденциальную информацию в части обработки персональных данных, - продолжает разговор Станислав Завальный. - То есть нарушен установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) в части нарушения требований конфиденциальности при обработке персональных данных, не являющихся общедоступными для использования или распространения информации о гражданах. По фактам нарушений законодательства о персональных данных ООО «ЖЭУ «Модуль» выданы предписания об устранении выявленных нарушений. Также результаты проверок направлены в прокуратуру Карасунского административного округа Краснодара для возбуждения административного производства в отношении ООО «ЖЭУ «Модуль». Юридическому лицу грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Хочу акцентировать внимание: все, кто имеет дело с персональными данными, обязаны соблюдать конфиденциальность, то есть соблюдать требование не распространять без согласия гражданина или иного законного основания личные данные. В ином случае ответственность могут понести все, кто нарушает закон.  

И это далеко не первый случай. По словам Станислава Завального, к ним регулярно поступают жалобы от жильцов многоквартирных домов из разных городов и районов края. По всем письменным обращениям проводится проверка.

В свою очередь, представители обслуживающих организаций полагают, что данный способ оповещения имеет право на жизнь, и удивляются, почему на гораздо более жесткие меры судебных приставов надзорное ведомство не реагирует.

- Я слышала о подобных случаях у нас в городе, более того, применяла такую практику до выхода в свет ФЗ «О персональных данных», - говорит председатель ТСЖ «Надежда» Людмила Василенко, победитель городского конкурса в номинации «Лучшее ТСЖ» в прошлом году. - Что касается списка должников, это непростая тема. Практика в этом вопросе очень противоречива. С одной стороны, я как собственник квартиры в жилом доме не хотела бы, чтобы меня «ославили» на весь дом как неплательщика. К тому же должниками люди становятся по разным причинам. И если на одного злостного неплательщика такого рода «прославление» может и не оказать никакого морального воздействия, то по людям, которые действительно попали в непростую жизненную ситуацию, это может сильно ударить. Надо, конечно, соизмерять предпринимаемые меры, обсуждать разные способы воздействия на должников. Возможно, имеет место несовершенство существующих законов. В моем ведении находится только десятиэтажный дом № 111 по улице Красных Партизан. А потому всех знаю в лицо, с каждым разговариваю по этому поводу. Также на общем собрании жильцов большинством голосов приняли такое решение: кто, например, до сих пор не заплатил за один месяц, свою задолженность увидит в квитанции за следующий. Такая мера подстегивает людей.

Людмила Василенко также считает, что вывешивание списков неправомерно, однако говорит о том, что обслуживающие организации можно понять:

- Хорошо, что в моем ведении только один дом, а что делать тем, у кого их много?  Ведь надо платить за воду, теплоносители. А чем платить, если деньги не поступают?

«Плати, а то останешься без тепла…»

Обслуживающие организации используют и другие способы воздействия на должников. Если никакие уговоры уже не помогают, грозятся, например, отключить тепло или воду. Особенно это актуально во время отопительного сезона. И такие жалобы со стороны жильцов многоквартирных домов поступают в редакцию «КИ». Однако дальше угроз дело не идет, поскольку управляющие организации при желании не могут этого сделать, если речь идет о задолженности за 1-2 месяца. По словам главного специалиста жилищного отдела департамента городского хозяйства Ольги Рыдзелевой, подача холодной воды, отопления и канализации не может ограничиваться даже при наличии задолженности. Согласно Жилищному кодексу к неплательщикам могут быть приняты другие радикальные меры, вплоть до выселения. Но таких прецедентов в Краснодаре еще не было. Может быть, поэтому собственники помещений, добросовестно оплачивающие жилищно-коммунальные услуги, страдают от отключения коммунальных услуг из-за соседей-неплательщиков.

За разглашение персональных данных придется ответить

Ни для кого не секрет, что такой, казалось бы, забытый элемент советской системы воспитания, как доски позора, используют в своей работе почти все структуры. Одни таким образом хотят взыскать, к примеру, транспортный налог, вторые - наказать людей, позорящих хутор или станицу. И обслуживающие организации не исключение из правил. Более того, небольшой опрос среди председателей ТСЖ и ЖСК показал, что вывешивание списков должников - главная мера воздействия на жильцов и они слышать не слышали про ФЗ «О персональных данных». Просто к ним еще не пришли с проверкой только потому, что собственники решили отмолчаться.

- Любые виды досок антипочета, если можно так выразиться, являются нарушением Федерального закона «О персональных данных». И если такой факт будет выявлен, ответственность понесут все: от глав местных администраций - инициаторов досок антипочета до федеральных ведомств. Все меры воспитания должны проводиться в рамках действующего законодательства. За нарушение законодательства в области обработки персональных данных, то есть порядка сбора, хранения, использования или распространения личных данных, предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность. То есть можно утверждать, что доски позора уходят в прошлое.

К тому же в Конституции Российской Федерации черным по белому написано: «…Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию…»

Как повлиять на неплательщиков?

- Обслуживающие организации должны регулярно работать с жильцами домов  в правовом поле, пояснять, что может произойти, если они месяцами будут накапливать долги за жилищно-коммунальные услуги, - поясняет Ольга Рыдзелева. - То есть рассказывать о юридических прецедентах, судебной практике и результатах  исполни­тельного производства по взысканию задол­женности за ЖКУ. Ведь зачастую жильцы не могут оплатить жилищно-коммунальные услуги из-за незнания законодательства. Например, в Краснодаре малообеспеченным и многодетным семьям предоставляются субсидии  на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Ссылка на статью

Адрес статьи: http://23.rkn.gov.ru/directions/p7607/news27782.htm