Сформировать обращение

Гласность и запрет на цензуру остались в законе незыблемыми

29 мая 2012 года

 «НГК»: Станислав Вячеславович, в прошлом году было внесено много изменений в закон «О СМИ» и законодательные акты, касающиеся средств массовой информации. По мнению журналистского сообщества, ужесточение законодательства в области электронных СМИ можно расценивать как наступление на гласность. Вы согласны с таким утверждением?

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации»один из старейших российских законов. В 1991 году, когда его принимали, не было большого влияния интернета на общественное мнение. Последующее бурное развитие интернета как средства коммуникации и средства массовой информации не нашло отражения в законе, образовался некий правовой вакуум. Требовалось либо принять новый закон о средствах массовой информации, либо внести изменения в действующий. В прошлом году были приняты 2 федеральных закона № 142-ФЗ от 14.06.2011 и № 200-ФЗ от 11.07.2011 о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые коснулись по большей части электронных средств массовой информации: радио, телевидения, интернета. Однако базисные требования закона, направленные на соблюдение гласности и запрет цензуры, остались в рамочном законе незыблемыми. Кроме того, вышло Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания». Надеюсь, что работники средств массовой информации Кубани и Адыгеи успели познакомиться с этими новеллами и работают с учетом новых требований закона.

«НГК»: Но ведь лицензирование электронных СМИ было предусмотрено и до выхода этого Постановления?

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: Раньше мы руководствовались в своей работе Постановлением Правительства от 07.12.1994 №1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации». Но Постановлением №1025 от 8 декабря 2011 года оно отменено. В новом Постановлении Правительства о лицензировании телевизионного и радиовещания определены новые правовые конструкции. Если раньше за несоблюдение требований о выходных данных предусматривалась ответственность по статье 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то по новым требованиям это является основанием для возбуждения дела об отмене лицензии. В целом, что касается электронных средств массовой информации, законодательство стало более жестким. Сейчас появилось такое понятие, как «грубое нарушение». К грубым нарушениям, например, относится нарушение программной концепции вещания. При получении лицензии собственник, предположим, заявил, что намерен осуществлять 50 % собственного вещания от полученного эфирного времени. А на деле оказывается, что собственный информационный продукт СМИ составляет процентов 10 полученного эфирного времени. Иногда даже эта малость не соответствует заявленной тематике. Создание собственного контента требует немалых финансовых затрат: полноценной редакции со штатом журналистов, транспортом, средствами связи и т.д. Словом, больших финансовых вложений. Поэтому при получении лицензии на вещание собственник должен соизмерять свои возможности. У нас в крае 4 конкурсных города: Краснодар, Армавир, Новороссийск и Сочи. Получить лицензию на вещание можно только при соблюдении всех требований, предъявляемых законом к вещателю. Победителя определяет Федеральная конкурсная комиссия, в которую входят не только специалисты в области связи, но и авторитетные журналисты, редакторы, специалисты в области СМИ. Одним из критериев при получении вещательной лицензии в конкурсном городе для радио и телевещания является наличие собственного контента. Если заявитель получил лицензию со стопроцентным собственным вещанием, а затем заключил договор с той же «Европой плюс», и за счет передач этой радиостанции заполняет эфир – это нарушение. Таким образом, он лишил слушателей возможности получать информацию о жизни данной территории. У нас уже появилась практика, направили 2 административных дела в Арбитражный суд по грубым нарушениям. Фигурантом одного из дел является компания «Кубтелеком», владеющая сетью кабельного телевидения. Второе дело касается телевизионной компании «Приазовье ТВ».

«НГК»: В прошлом году закону «О СМИ» исполнилось 20 лет. В прежней редакции закона дальнейшая судьбы журналистского коллектива, создававшего брэнд средства массовой информации, в случае смерти собственника или иных форс-мажорных обстоятельств, была прописана, на мой взгляд, размыто. Появились ли в новой редакции закона «О СМИ» изменения защищаю права журналистского коллектива при подобных обстоятельствах?

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: Часть 5 статьи 20 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации», касающаяся вопросов собственности, существенно расширена. Однако и в старой редакции закона существовало требование о том, что в уставе редакции или договоре редакции с учредителем в обязательном порядке должно быть указано, кто станет собственником брэнда СМИ в случае, если юридическое или физическое лицо прекратят свое существование. Это требование закона, если при проверке уставных документов эти вопросы в указанных документах не отражены, мы расцениваем, как нарушение со стороны СМИ и настаиваем, чтобы указанные нормы были внесены в Устав или учредительный договор редакции с собственником.

«НГК»: Какие документы, кроме закона «О СМИ», сегодня определяют правовое регулирование в области интернет-СМИ.

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: До сих пор основным документом в области интернета считалось Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 16 от 15 июня 2010 года «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Это Постановление постоянно дополнялось, в последний раз, буквально, в феврале этого года. В нем определены основные критерии требований закона, в том числе и для интернет-ресурсов. После принятия этого Постановления у нас появилась возможность реагировать на комментарии, которые носили признаки различных нарушений и не имели отношения к контенту интернет-СМИ. По данному Постановлению на редакцию средства массовой информации наложена обязанность модерации своего сайта. Наша юрисдикция распространяется только на зарегистрированные средства массой информации, поэтому мы регулярно осуществляем мониторинг так называемых откликов, которые появляются на сайтах, являющихся средствами массовой информации. Но окончательная точка в этом вопросе не поставлена и сегодня. Есть явно экстремистские сайты, зарегистрированные за пределами Российской Федерации, к которым, как вы понимаете, мы не можем применять меры реагирования. У нас есть отдел контроля за средствами массовой информации, если мы обнаруживаем комментарии, которые являются нарушением статьи 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации», в этот же день направляем письмо-требование об удалении или модерации данного контента. Так как интернет-ресурсы регистрируются в Москве, то по рекомендации нашего руководства мы осуществляем мониторинг сайтов, редакции которых располагаются в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Если в течение суток средство массовой информации не удаляет указанный контент или не изменяет его, то на основании статьи 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» мы уже направляем предупреждение. Два предупреждения в течение года, и мы имеем право обратиться в суд с требованием о закрытии данного интернет-СМИ. Помните, несколько лет назад средства массовой информации Кубани много писали о драке в пионерском лагере «Дон», в которой приняли участие жители Чеченской республики. Тема межнациональных отношений – весьма щепетильная. Было много комментариев на данные публикации, в том числе экстремистских. Соответственно, нами направлялись письма с требованием удалить или изменить эти комментарии. Надо отдать должное, в последнее время подобных комментариев становится все меньше и меньше.

«НГК»: Сколько интернет-СМИ зарегистрировано сегодня на территории Краснодарского края?

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: Регистрация интернет-СМИ производится в Москве, и есть постоянная динамика. Поэтому с абсолютной точностью назвать не могу. По тем данным, которыми я располагаю, на Кубани работает порядка 40 интернет-СМИ. Часть из них – рекламного характера. В прошлом году был небольшой спад в регистрации новых средств массовой информации. Из тех, что зарегистрированы, большая часть – рекламного характера. Продолжается перерегистрация районных и городских газет, связанная с приватизацией. Вся статистическая информация по итогам года размещается на нашем сайте. Там же можно найти информацию о проверках, проводимых управлением, и их результатах.

 

«НГК»: Оборотной стороной развития новых технологий является незаконное распространение персональных данных. Наверняка в управление поступают жалобы от граждан и на эту тему?

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: В результате мониторинга интернет-ресурсов на предмет соблюдения законодательства в сфере обработки персональных данных Управлением выявляются многочисленные нарушения сайтами прав и законных интересов граждан. Нарушения заключаются в том, что персональные данные граждан выкладываются в интернете, включая фотографии, даты рождения и место жительства, паспортные данные. Причем, разрешения на такую «гласность» люди не давали. То есть нарушается установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) в части нарушения требований конфиденциальности при обработке персональных данных, не являющихся общедоступными для использования или распространения информации о гражданах.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Управление Роскомнадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) имеет право требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных.

В рамках данных полномочий администраторам сайтов направляются письма-требования об уничтожении персональных данных граждан, незаконно размещенных на сайтах. До настоящего времени администраторами сайтов требования Управления выполняются своевременно, с начала года информация удалена с восьми интернет -ресурсов.

Проблема неприкосновенности частной жизни в интернете будет существовать до тех пор, пока граждане будут продолжать доверять ресурсам сомнительного происхождения. В свою очередь, операторы для минимизации риска и сокращения расходов на защиту должны обезличивать обрабатываемые персональные данные.

Речь идет не только о публикациях в СМИ. Это списки должников с указанием квартир, которые вывешивают на всеобщее обозрение ТСЖ и списки тех, кто уклоняется от призыва на военную службу, которые военкоматы обнародуют в той или иной форме. Взять те же дисконтные карты, при получении которых вы предоставляете все свои персональные данные. Как и в каких целях используют имеющиеся базы данных, кто и как ими пользуется? Например, база данных по сотовым операторам. У нас была целая серия проверок по заявлениям, когда регистрировали телефонные номера совсем на другое лицо. Был случай, когда женщину в одном из банков ошибочно внесли в стоп-лист, и она не могла долгое время получить кредит. Фамилия и имя совпадали, а отчество не совпадало. Случается, что базы данных страховых компаний появляются у третьих лиц, которые используют их в своих корыстных целях, например, предлагают услуги по выколачиванию долгов.

«НГК»: Что включает в себя понятие «персональные данные»?

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: Персональные данные – это информация, с помощью которой можно прямо или косвенно идентифицировать лицо. Закон о персональных данных достаточно жесткий, он соответствует тем обязательствам, которые приняла Россия перед Советом Европы. Российский закон о защите персональных данных достаточно молодой, он был принят в 2006 году, вступил в силу в 2007 году. Работать по нему фактически мы начали в 2008 году. Практически, каждая организация является оператором по обработке персональных данных, в том числе и редакции средств массовой информации. Большинство организаций, которые работают так или иначе с персональными данными, обязаны подать в наше управление уведомление, указать фамилии лиц, которые являются ответственными за организацию обработки персональных данных. Если эти лица меняются, уведомить управление об изменении ответственных лиц. Сейчас мы проводим проверки предприятий, которые аккумулируют персональные данные. Проверяем на предмет наличия внутренних локальных документов по защите персональных данных. Это новая тема, но у нас есть уже определенный результат. Например, мы долгое время судились с «Авиационными линиями Кубани». Представьте, что вы покупаете билет на авиационную перевозку. При этом ваши паспортные данные заносятся в единую базу. Вся информация о том, кто, куда и когда летит, хранится на сервере, который находится в одной из Европейских стран, по-моему, в Бельгии. Доступ к этому серверу никем не контролируется. То есть вся информация о передвижениях жителей Кубани на самолетах «Авиационные линии Кубани» принадлежит другому юридическому лицу, а сама компания имеет к этой информации только доступ. И при этом согласия пассажиров на передачу персональных данных неизвестным лицам у них никто не спрашивал. В результате долгих разбирательств, мы привлекли АЛК к административной ответственности в суде г. Краснодара. Теперь АЛК берет письменное согласие пассажиров на обработку и передачу части персональных данных другому лицу.

«НГК»: А персональные данные в учреждениях здравоохранения тоже находятся в зоне вашего внимания?

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: Сведения о состоянии здоровья, содержащиеся в медицинских картах, подпадают под понятие «специальные категории персональных данных».  Медики получают эти данные на основании федерального закона, что не требует получения согласия. Но некоторые учреждения начали брать согласие больного. Лицо, получившее персональные данные, по достижении цели обязано уничтожить эти данные. Кроме того, вы имеете право отозвать свои персональные данные. Закон не доведен до абсурда, он в развитии. Статья 14  Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» дала разъяснения по поводу распространения персональных данных, участников по судебным делам, ведь теперь решения судов в обязательном порядке публикуются на сайтах судов. Думаю, что по мере практики применения закона о защите персональных данных будет внесено еще немало поправок.

«НГК»: Нужно ли спрашивать журналистам, писателям разрешение на распространение персональных данных у героев своих публикаций?

С. ЗАВАЛЬНЫЙ: В соответствии с законом о персональных данных согласия не требуется, если обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста или законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных. Если же речь идет о распространении информации о личной жизни гражданина (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) в соответствии со статьей 49 закона о СМИ, журналист обязан получать согласие на распространение сведений в средстве массовой информации. Обязанность журналиста сообщать полную, достоверную информацию о происходящих событиях, и тех, кто стал их участниками. Общество не только наделило работников средств массовой информации большой ответственностью, но и предоставило им немалые возможности в части получения и распространения информации. Важно, чтобы и то и другое масс-медиа использовали во благо общества.

Ссылка на статью

Последнее изменение: 29.05.2012 09:35